Несколько простых правил, соблюдение которых позволит правильно и безопасно пользоваться редукторами для надувания воздушных шаров гелием. Преимущества использования гелиевых редукторов. Определение количества гелия в баллоне.

Гелиевые редукторы служат для надувания воздушных шаров гелием. Редукторы устанавливаются на баллоны с гелием. Редукторы направляют сжатый газ из баллона в шар, при этом они понижают давление гелия (редукция), так же, многие модели редукторов, регулируют скорость подачи гелия в надуваемых шар и позволяют измерить количество гелия, оставшееся в баллоне.

Разумеется, латексные  шарики с гелием  можно надувать напрямую из баллона, а фольгированные шары можно надувать из баллона, используя примитивный переходник. Когда нет возможности использовать редуктор, то так и поступают.

Использование редукторов дает дополнительные возможности:

Увеличение скорости надувания шаров гелием и уменьшение трудоемкости при надувании шаров гелием:

При надувании шаров непосредственно из баллона, у человека заняты обе руки: одна рука держит шар, а другая используется для открывания и закрывания вентиля баллона. При надувании гелием шаров через редуктор нужна только одна рука, вторая рука свободна для других действий (эффект свободной руки).

Польза от использования редуктора особенно заметна, если попадается баллон с плохим вентилем, который открывается и закрывается с большим усилием, или который открывается резко (не плавно). Если встретится баллон с таким вентилем, то крутить руками маховик вентиля при надувании шаров из такого баллона, будет настоящим мучением. Использование редуктора позволяет с легкостью использовать баллоны с любыми вентилями.

При использовании редуктора, на одном баллоне, шары могут надувать два или три человека одновременно, во время надувания очередного шара, остальные надутые шары завязываются.

Плавная регулировка подачи гелия в шар:

При надувании гелием латексных шаров, газ в шар подают с большой скоростью: это позволяет выполнить работу по надуванию шаров гелием быстро, и, если при этом, воздушный шар будет надут чуть больше чем надо, то в этом нет ничего страшного, т.к. латекс хорошо растягивается.

При надувании гелием фольгированных шаров, напротив, газ должен поступать в шар медленно, т.к. материал фольгированного воздушного шара (лавсановая пленка) практически не растягивается. Если перекачать фольгированный шар гелием, то у него может быть поврежден сварной шов, или шар вообще лопнет.

Если надувать шары непосредственно из баллона, без использования редуктора, то для регулировки скорости подачи гелия в надуваемые гелием шары, приходится выкручивать вентиль баллона руками. Для этого может потребоваться мужская сила, большой опыт и необходимая сноровка. Ручная регулировка скорости подачи гелия существенно осложняется, если "попадется" баллон с тугим вентилем.
При использовании редукторов, никаких проблем нет. Вентиль баллона выкручивается полностью (да хоть гаечным ключом), а вся регулировка подачи газа выполняется редуктором.

Контроль количества гелия в баллоне:

Почти на всех моделях редукторов установлены манометры, измеряют давление газа, который остался в баллоне. Показания манометра прямо пропорционально количеству газа, имеющегося в баллоне. Считав показания манометра, всегда можно точно знать, сколько газа имеется в баллоне и на сколько шаров его хватит.

Если нет манометра, то и нет возможности точно узнать количество газа, которое есть в баллоне. Всякие другие способы определения количества газа в баллоне не имеют никакого смысла. А ведь некоторые граждане ими пользуются совершенно серьёзно: количество газа определяют на слух, кратко открывая вентиль баллона, или на вес, поднимая баллон руками, или записывают количество надутых шаров, рассчитывая затраченный газ.

Все это полная ерунда. Единственный достоверный способ узнать количество газа гелия в баллоне - это измерить манометром давление газа в баллоне.

Безопасность использования гелиевых баллонов, оснащенных гелиевыми редукторами:

На всех редукторах имеется предохранительный клапан, который начинает стравливать газ из баллона, если его давление превысит допустимые нормы безопасности.

Например, не дай Бог, случился пожар и баллон с сжатым гелием начнет опасно нагреваться. Если баллон просто закрыт вентилем, и вокруг огонь, то газ баллоне будет сильно нагреваться, его давление вырастет на столько, что оно сможет превысить предел прочность материала баллона. Закрытый вентилем баллон с сжатым гелием либо разорвется на куски, либо из него давлением выбьет вентиль. В любом случае - ничего хорошего не будет: взрыв газового баллона при пожаре сравним с взрывом артиллерийского снаряда.

Если на баллоне установлен редуктор с предохранительным клапаном, то в случае опасного нагрева баллона, никакого опасного увеличения давления газа, содержащегося в баллоне, не будет. При превышении давления газа свыше 160 атм. (рабочее давление газа в баллоне 150 атм., предельное давление газа в баллоне- 240 атм.), предохранительный клапан начнет выпускать гелий и снижать давление. Поэтому никакого взрыва баллона с гелием не случится, весь газ уйдет из баллона через предохранительный клапан.

Таким образом, использование редукторов делает использование баллонов с гелием безопасным для пожарных, которые приедут тушить пожар.

Дополнительные преимущества использования гелиевых редукторов:

Редукторы с гибкой связью

Существуют редукторы, к корпусу которых присоединяется шланг - гибкая связь с наконечниками. Например редуктор CONWIN 81650.
Шланг довольно длинный, около 3 м. Это позволяет спрятать баллон в шкаф, или положить под стол, или куда ни будь в другое место, с глаз долой. На прилавке будет лежать только пистолет CONWIN 36960, при помощи которого можно надуть гелием почти все виды шаров.
Нет на виду баллона, нет и проблем с контролирующими органами. Все спокойно и хорошо.
К редуктору CONWIN 81650 можно подключить и другие насадки: CONWIN 36530, или CONWIN 36510.

Редукторы - мешалки гелия с воздухом

При надувании гелием воздушных шаров большого размера, от 12" и более, вполне возможно экономить гелий, надувая такие шары смесью гелия с воздухом. Например, если шар 12", надуть гелиево-воздушной смесью, где гелия будет 60% а воздуха будет 40%, то он все равно взлетит. Его подъемная сила будет меньше на 40%, т.е. вместо 10 грамм она будет равна 6 граммам. На время полета этого шара это никак не скажется, а гелий можно реально сэкономить.

Существуют и продаются специальные редукторы, которые смешивают гелий с воздухом. Как стационарные: CONWIN 81750, так и наконечники для редуктора с гибкой связью: CONWIN 36530.

Как устанавливать гелиевый редуктор на баллон, и как снимать его с баллона

Сразу отметим, что перевозить в автомобиле баллоны с установленным редуктором запрещено. Если баллон нужно перевезти на машине, то сначала снимают редуктор с баллона, баллон перевозят и устанавливают на новое место, и вновь накручивают редуктор на баллон. Если перевозить баллоны с установленным редуктором, то есть очень большая вероятность поломки редуктора: 90% поломок редукторов случилось во время такой вот перевозки (остальные 10% поломок - это падение редуктора на пол).

При установке, накидную гайку редуктора накручивают на резьбовое присоединение вентиля баллона. Затягивают гайку гаечным ключом. При этом, нужно делать так, чтобы вращалась лишь гайка, а корпус редуктора не вращался. Внутри накидной гайки должная находится уплотняющая прокладка - резиновая шайба.

Потом открывают вентиль баллона и можно надувать шары гелием.
Для того, чтобы снять редуктор с баллона, сначала закрывают вентиль баллона, стравливают остаток газа из редуктора, и откручивают накидную гайку. При этом, нужно делать так, чтобы вращалась лишь гайка, а корпус редуктора не вращался.

Как проверить герметичность установки редуктора

Если редуктор установлен не герметично, то в месте присоединения редуктора к баллону будет происходить утечка гелия. Она может происходить бесшумно, но за ночь из баллона может "пропасть" половина гелия.

Простым способом проверить герметичность установки гелиевого редуктора на баллон - это использовать манометр редуктора.
Накидную гайку накручивают на вентиль баллона рукой и подтягивают гаечным ключом, затем открывают вентиль баллона и дополнительно подтягивают накидную гайку до тех пор, пока не прекратится шипение газа. В этот момент манометр будет показывать давление газа, находящегося и в баллоне, и в редукторе. Затем вентиль баллона закрывают, и теперь манометр показывает только давление в редукторе. Если редуктор установлен не герметично, то газ будет покидать манометр и стрелка манометра будет показывать падение давления в редукторе. В этом случае, накидную гайку еще раз подтягивают, вновь открывают и закрывают вентиль баллона, и повторяют наблюдение за показаниями манометра. Если стрелка манометра в течении нескольких минут неподвижна, то редуктор установлен герметично, и им можно пользоваться.

Как беречь редуктор и не допускать его порчи

Основная причина поломок гелиевых редукторов - это перевозка баллонов с установленными на них редукторами в автотранспорте. Как не берегись, но риск повреждении редуктора во время погрузки - разгрузки, или во время перевозки - очень велик. Баллон весит около 70 кг, и во время поворотов, торможений и пр. он будет перемещаться и ворочаться внутри машины. Отметим, что редукторы, которые сломались во время перевозки, ремонту, как правило, не подлежат.

Вторая причина поломок редукторов - это падение на пол. Часто роняют редукторы при установке на их баллон и при снятии редуктора с баллона. Если при падении редуктора разбивается манометр, то его можно заменить.

Еще одной причиной выхода из строя гелиевого редуктора являются его загрязнение. Чаще всего это жидкий Hi-Float, который затекает внутрь нагнетающего клапана и там полимеризируется. В некоторых моделях редукторов его можно потом вычистить, а в некоторых это сделать не возможно. Поэтому, редуктор нужно устанавливать на баллон так, чтобы Hi-Float не могу туда попасть, т.е. носик редуктора должен располагаться горизонтально, ли "смотреть" в пол.

После надувания шаров, обработанных Hi-Float, редуктор рекомендуется протереть влажной ветошью.
Не перевозите баллон с редуктором, храните редуктор либо на баллоне, либо в коробке, не роняйте его и содержите редуктор в чистоте - и он прослужит долго и без проблем.

12.02.2017