На Севере издревле почитались три священные составляющие: олень, огонь и бубен; варган считался „женским“ аналогом бубна („ванны-яяй“ - „зубной бубен“). В представлении древних шаманов существуют миры, в которые шаман может путешествовать, входя в измененные состояния сознания, транс. Предпринимая эти путешествия (в "верхний мир" - за информацией, в "нижний мир" - за силой и в "средние миры" - для активных действий, преобразующих реальность), шаманы использовали различные техники, в том числе практиковали игру на музыкальных инструментах. Варган был неотъемлемым участником шаманских камланий наравне с бубном, а иногда даже заменял его.

Бубен (инструмент "ян") открывал шаману путь в иные миры, варган же (инструмент "инь") оберегал его — призывал духов-защитников, служил средством общения с ними. Варган – иньский инструмент шамана. Шаманизм как явление очень схоже развивался у всех народов мира. Это заметили антропологи еще в 50-х годах ХХ-го века.

Одним из первых, кто подробно и много об этом писал - американский антрополог Майкл Харнер. Изучая первобытные культуры Южной, Северной Америки, Сибири, Австралии, Африки он был удивлен тем, что мировоззрение шаманов, не смотря на разницу в географическом положении и языках практически идентично. В представлении древних шаманов существуют верхний, средний и нижние миры, в которые шаман может путешествовать, входя в измененные состояния сознания, транс. Предпринимая эти путешествия в поисках силы и информации, шаманы использовали различные техники, в том числе практиковали игру на музыкальных инструментах. Основные музыкальные инструменты шамана – бубен и варган.

Бубен – это янский инструмент шамана, который служит для коллективных медитаций. Шаманский варган – иньский инструмент шамана, он служит для выхода в измененные состояние сознания того человека, кто на нем играет, и в гораздо меньшей степени его аудитории - за это его зовут "иньским" инструментом.

27.10.2016