Компьютерные игры не делают людей более склонными к насилию. Такой вывод делают британские психологи в статье журнала Entertainment Computing. Обсуждение вопроса о пользе и вреде компьютерных игр, их влияния на поведение детей и взрослых, а также на работу мозга ведется учеными, политиками, общественными деятелями и просто обеспокоенными родителями уже, наверное, последние лет двадцать.

Относительно последними к этой теме подключились нейрофизиологи, в итоге сделавшие вывод о том, что некоторые типы игр действительно могут оказывать положительное влияние на работу некоторых отделов мозга, отвечающих за реакцию и память, в то время как другие, наоборот, заставляют уменьшаться эти отделы в размерах.

Некоторые исследователи считают, что компьютерные игры способны вырабатывать у определенной группы людей настоящую зависимость, причем настолько сильную, что она подобна наркотической. Другие сетуют на то, что высокий уровень реализма и свободы в играх достиг такого уровня, что встречающиеся в них жестокость и насилие в некоторых случаях могут «переноситься» в реальный мир.

Дэвид Зендл и его коллеги из Йоркского университета решили это проверить, организовав весьма необычный эксперимент, в котором приняли участие несколько десятков добровольцев, в числе которых были как любители компьютерных игр, так и люди, которые были далеки от подобного времяпрепровождения.

«Если игры действительно «программируют» человека, то он должен быстрее категоризовать и реагировать на концепции и предметы, которые в них содержатся, чем на объекты из реального мира. Это было совершенно нехарактерно для двух игр, которые мы изучили», — рассказывает Дэвид Зендл из Йоркского университета.

Для эксперимента ученые разработали две похожих, но разных по содержанию игры. В одной игроку предлагалось вести автомобиль по автостраде и стараться избегать столкновений с грузовиками, а во второй – брать на себя роль мыши, которую пыталась поймать кошка.

По мнению Зендла, если позиция противников игр верна, то тогда подобные игры должны оставлять определенный психологический «отпечаток» в сознании игроков, заставляя их более остро и быстро реагировать на изображения кошек и машин и связанные с ними слова и идеи.

Руководствуясь этим подходом, ученые после каждого сеанса игры показывали участникам экспериментов набор фотографий, на которых были изображены различные предметы, животные и люди, и просили распределить их в ту или иную категорию.

Замеры времени реакции и обдумывания ответа показали, что добровольцы реагировали на снимки машин и кошек с такой же скоростью и вниманием, как и на остальные фотографии, что говорит о том, что игры не меняют психику человека.

Зендл говорит, что аналогичным образом закончилось исследование вопроса о том, имеется ли разница в воздействии на психику у игр с реалистичной физикой и графикой и их более примитивными и абстрактными конкурентами. Никаких различий в этом случае ученые также не смогли обнаружить.

«Собранные сведения указывают на отсутствие прямой связи между реализмом в играх и насилием в жизни. Мы выявили, что в логической задаче для завершения слов участники опытов не делали выбор в направлении понятий, относящихся к жестокости. Кроме того, мы не отметили никакой разницы в данных у лиц, которые играли в реалистичную игру, с теми, кто работал с продуктами, обладающими менее достоверной графикой», — прокомментировал Зендл.

По мнению психолога, это говорит о том, что заявления о психологической опасности такого хобби, как компьютерные игры, пока лишены научных оснований.

Правда, здесь следует отметить, что все эти эксперименты проводились с участием взрослых людей, поэтому пока не совсем понятно, можно ли считать подобные утверждения так же справедливыми и в отношении детей и подростков. Найти ответ на этот вопрос ученые собираются в ближайшее время.

20.01.2018