Относиться к франшизе «Обитель зла» можно по-разному. Есть те, для кого первые фильмы данной серии являются неотъемлемой частью их не столь уж далекого детства. Они питают к ним особую любовь, невзирая на все косяки сценария и сюжетные ляпы. Эти люди с нетерпением ждали выхода каждой последующей части на протяжении более десяти лет. Есть те, кто называет себя поклонниками одноименной игровой франшизы, на основе которой и был снят в 2002 году первый «Обитель зла». Их отношение к детищу режиссера Пола У.С. Андерсона, в основном, однозначное – ненависть и презрение. А есть и простой, необремененный фанатскими чувствами зритель, который едва ли слышал про игру, но и за голливудской франшизой особо не следил. Если он и попал на сеанс, то только из-за яркой рекламы, пьяного угара или других причин, которые известны одному лишь Богу. Однако, если говорить о «Последней главе», то не имеет особого значения, кем вы являетесь и к каким выше описанным людям себя относите, так как данная картина способна разочаровать даже самых преданных и нетребовательных фанатов.

Сюжет блокбастера традиционно простой. Элис, после «эпичной» битвы с ордами живых мертвецов, мутантов и сотрудников корпорации «Амбрелла» в Вашингтоне, узнает, что существует более универсальное оружие против бесконечного зомби-апокалипсиса. Чтобы найти его, ей приходится вернуться в печально известный город Раккун-сити, где она вновь столкнется со старыми врагами и, возможно, положит конец правлению "Амбреллы".

Франшиза «Обитель зла» никогда не славилась проработанным сюжетом, а «сложным» его можно было назвать только из-за обилия ляпов и логических дыр, от которых мозг вскипал и превращался в жижу при попытке критического анализа. Однако, после пятой части («Обитель зла: Возмездие»), сюжетная ценность которой заключалась лишь в последних трех минутах, где нам обещали эпичную и масштабную битву человечества с зараженными, была хлипкая надежда, что сценарист и режиссер Пол Андерсон сможет с размахом закончить историю. На протяжении долгих лет эту надежду подогревали редкие интервью и слухи. Но в итоге, фильм с первых же минут разрушает все надежды и мечты, как бесчисленная орда зомби пресловутый Вашингтон. А посмотреть битву с зомби можно пройдя  по этой ссылке .

Помните, как в финальной части подростковой франшизы «Сумерки» разрешился конфликт и чем оказалась битва вампиров и оборотней? Так вот, Пол Андерсон пошел еще дальше, и, прикрываясь не хваткой бюджета, провел важную для сюжета масштабную битву ЗА КАДРОМ. Никаких флешбэков, видений, коротких сцен, упоминаний тех событий в картине практически нет. Все словно забыли о ней! Как и о некоторых ключевых персонажах, которые и раньше не могли похвастаться постоянностью, появляясь во франшизе через раз (Джилл Валентайн). Ада Вонг, Леон Кеннеди, Крис Рэдфилд, Джилл Валентайн просто исчезли. Учитывая, что это последняя часть, то несложно догадаться о их печальной судьбе. Толком ничего не зная об этих персонажах, многие из тех, кто следил за франшизой, их все же полюбили. Из-за актеров или других не всегда понятных причин. Поэтому желание увидеть их последние минуты жизни на экране было вполне логичным. Но режиссер не счел это необходимым. Даже особого упоминания в диалогах они оказались недостойны. От чего обидно вдвойне. А особенно, когда знаешь, что к той же исполнительнице роли Джилл - Сиенне Гиллори - никто не обращался с предложением сыграть в финальной главе. Бюджет не позволял? Гонорар слишком большой? Не ясно. Оправдания в виде того, что авторы хотели привлечь нового зрителя новыми актерами звучат неубедительно.

Отсутствие потенциально самого зрелищного эпизода франшизы – все же не главная проблема «Последней главы». Сценарий фильма наталкивает на одну простую мысль – Полу Андерсону больше нечего нам предложить. Вот совсем. Да, некоторые скажут, что это и по предыдущей части было видно, но там все же был многообещающий финал, из которого мог выйти целый экшен-фильм. Здесь же не только сюжетные повороты, но даже диалоги дают четко понять, что никакого энтузиазма, адекватных идей и желания сделать что-то вменяемое не было при написании сценария. Как и особого таланта, которого, по сути, и не было у режиссера никогда. Большая часть диалогов и монологов – наспех сочиненные объяснения тем или иным событиям и вещам, которые не состыкуются с предыдущими фильмами, и являются откровенной и притянутой чушью! Следить за происходящим без улыбки и закатывания глаз не представляется возможным. Пытаясь практически в одиночку управлять развитием франшизы, Пол Андерсон, замечая того или нет, завел ее в такие дебри, что выбраться из них без полного перезапуска уже не удастся.

Но если маразматичные повороты сюжета еще могут повеселить, то монтаж фильма может стать причиной приступа эпилепсии. Столь дерганного, быстрого, а точнее, хаотичного монтажа я не припомню, чтобы видел где-то еще. Словно создатели таким образом хотели сделать картину более динамичной и захватывающей, вот только эффект вышел совсем иным. Почти все экшен-сцены, где Элис дерется с монстрами, а монстры дерутся с Элис, тяжело воспринимаются глазом. Иногда даже не разберешь, кто есть кто и что происходит. При просмотре, поймал себя на мысли, что я начал скучать по традиционному слоу-мо, который режиссер часто использовал в 4-й и 5-й части. Да, это искусственно увеличивало хронометраж до необходимых 90 минут, но тогда можно было что-то рассмотреть, даже насладиться ярким кадром.

Однако, не всё здесь так откровенно плохо. Есть и светлые моменты. Исполнительница главной роли с украинскими корнями Милла Йовович, как обычно, старается больше остальных. На сколько это позволяет сценарий мужа, естественно. Главной героине Элис даже пытались придать глубины ближе к концу. Была парочка любопытных идей и сцен, но их реализация оставляет желать лучшего. На счет тех самых новых актеров, из-за которых не пригласили некоторых «старых», сказать особо нечего. Их персонажам было уделенно так мало внимания, что они являются лишь фоном. Жалкие попытки придать им индивидуальности заставили полностью сфокусировать свое внимание на Элис. Даже героиня Эли Лартер ничем, кроме внешности, не запоминается. Можно похвалить дизайн некоторых монстров. Тут вам и собаки, и зомби с щупальцами, и длиннозубые твари и места, где они обитают. Учитывая, что бюджет всего 40 миллионов долларов, то качество графики довольно впечатляющее. А вот столь запоминающейся музыки, как в пятой части, увы, нет. Интересно было бы узнать, почему в этот раз композитором выступал некий Пол Хаслингер, а не Томэндэнди. Опять вопросы бюджета?

Подводя итог, скажу, что фильм определенно найдет своего зрителя. Большую часть подростков и детей вообще мало волнуют проблемы сюжета и актерская игра. Но таких будет меньше, чем тех, кто захочет забыть этот кошмар, как можно скорее.

12.02.2017